Игрушки ЛМШ

Что такое «Игрушки»?Игрушки в ЛМШ – это особый вид организации внеучебного времени, когда школьники могут весело и интересно провести время вместе. Игрушки готовятся и проводятся преподавателями. Все игрушки можно разделить на традиционные и авторские. Также игрушки подразделяются на отрядные, командные и личные. Еще одна классификация - интеллектуальные или бегательные. Можно долго пытаться объяснить, что такое игрушки в целом, но проще это сделать на конкретных примерах.
 
Традиционные игрушки

  •  Тропа доверия – отрядная игрушка, проводится в начале смены.  Цель: помочь ребятам поближе познакомиться со своим отрядом. Это бегательная игрушка, суть ее в следующем: отряд  последовательно проходит несколько этапов, на каждом из которых выполняет определенные задания. Этапы – это точки, закрепленные за определенными преподавателями, раскиданные по всей территории лагеря. У каждой команды есть паспорт с наименованиями точек, где преподаватель, после выполнения задания, ставит оценку. Сами задания могут меняться из года в год, главное, что их  объединяет – отряд должен продемонстрировать свою сплоченность. Примеры заданий: весь отряд перелезает через веревочную паутинку, натянутую между двумя деревьями; каждый человек в отряде по очереди падает спиной вперед с возвышения, в то время, как остальные ловят  его на скрещенные руки; весь отряд  пересчитывается, называя последовательно идущие цифры, при этом запрещается договариваться, символизировать или рассчитываться по порядку. Побеждает тот отряд, который по сумме всех испытаний набирает наибольшее количество баллов.
  • Завалинка – командная интеллектуальная игрушка. Участники разбиваются на произвольные команды по 4-5 человек. Вначале каждой команде раздается листок, на котором в столбик написано несколько каверзных, забавных, но вряд ли кому-либо известных слов (например, пошехонец, крепатура, жупел, мезуза и им подобные). За определенное количество времени каждая команда должна дать свое толкование каждому слову, после чего листки собираются и начинается самое интересное. Ведущий зачитывает все данные командами толкования некоторого слова, а также то толкование, которое является истинным. Задача команд – угадать истинное значение слова и написать его номер. Если команда угадала – ей присваивается 3 балла.  Если же определение какой-то команды признается верным, то самой этой команде присваивается 1 балл. Таким образом, важно не только постараться угадать верное определение, но и написать такое свое толкование, чтобы оно выглядело как можно более правдоподобно и убедительно. Выигрывает та команда, которая по сумме всех слов набирает наибольшее количество баллов.
  • Стихи - игрушка, по форме проведения и концепту похожая на Завалинку, только вместо забавных слов здесь – две первые строки какого-либо четверостишия. Задача команд – дописать четверостишие, а затем угадать правильные, по их мнению, последние 2 строчки. Технология присуждения баллов аналогична Завалинке.
  • ЧГК (Что? Где? Когда?) – еще одна командная интеллектуальная игрушка. Концепт прост: командам зачитывается вопрос интеллектуального характера, дается минута на размышления, и команда сдает листы с ответами. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  • КАМ (Конкурс актерского мастерства) – название говорит само за себя: все желающие попробовать себя проходят жесткий «кастинг», демонстрируя членам жюри свое умение импровизировать (например, представить себя как некий неодушевленный предмет), эмоционально отыгрывать (произнести фразу: «Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню» сначала с гневом, а затем – со страстью) и т.п. Конкурс разбит на этапы, на каждом из которых часть участников отсеивается по принципу: слабое звено - прощайте. Финалисты (их, как правило, 4 человека) выразительно читают и, по возможности, отыгрывают монолог из известного произведения, и на основании этого последнего конкурса выбирается победитель.
  • Голливуд – игра для всех тех, кто не хочет принимать участия в КАМе. Бегательная игрушка, конечная цель которой – создание и раскручивание собственного фильма. В игрушке есть продюсеры, которым нужно понравиться, студия озвучки, место, где создаются афиши фильмов и многое другое. Участники ходят по этапам, выполняют задания преподавателей иногда группами, иногда по отдельности, и получают свои баллы.
  • Дримфлэш – игрушка, в которой нет победителей и проигравших, а есть только мыльные пузыри, краски, вода и свободное пространство. Каждый школьник имеет право распоряжаться этим инвентарем по собственному усмотрению на протяжении нескольких часов!
  • Постановки – здесь отряды делают постановки серьезные или наоборот. При этом все постановки может объединять некоторая фраза, которая обязательно должна прозвучать, тематика и т.п. Иногда командам выдаются названия различных эпох, смертных грехов, сказок – все то, что определяет  тему их постановок. Кстати, в этой игрушке обязательно принимает участие команда преподавателей, соревнующаяся наравне со всеми, но не участвующая в разделе призов.
  • Лабиринт Минотавра – бегательно-интеллектуальная  личная игрушка.  Участники проходят станции, где им приходится выполнять задания, которые требуют от них смекалки, определенных знаний, умения логически мыслить. Если станция не пройдена, участник отправляется в Мертвятник – особая станция, где нужно ответить на несложные вопросы, что позволяет вернуться в игру. При этом непройденную станцию придется проходить заново.  Еще одна особенность Лабиринта – в нем живет Минотавр. Это преподаватель, который бегает по всему Лабиринту, ловит школьников и задает им вопросы, на которые просто невозможно ответить! Если ответ на вопрос Минотавра не дан, паспорт участника рвется, и все станции нужно проходить заново. Так что лучше бежать от Минотавра как можно скорее!

Авторские игрушки
Говоря в общем – это все игрушки, не относящиеся к группе традиционных. Вот лишь некоторые из них, проводившиеся в разные годы.

  • Зоопарк (2007, 2012 год) – веселая бегательная игрушка, в которой школьники соревновались с преподавателями. Суть в следующем: даже не объявив названия предстоящей игрушки, все преподаватели разбежались по территории лагеря, оставив только записку для школьников. Задачей последних было не только поймать, но и собрать всех «зверей» в одном загоне, чтобы победить. Стоит отметить, что при этом характеры всех животных отличались: одни были послушные, поддававшиеся на уговоры и увещевания, с другими  приходилось бороться, однако школьники предпочли применять исключительно физическую компоненту для выполнения своей задачи.
  • Одиссея (2011, 2014) – бегательная отрядная игрушка. На территории лагеря отмечается несколько контрольных пунктов, которые отряд должен пройти в определенном порядке. Основная сложность – в обнаружении этого порядка. Для этого на каждой станции командам даются подсказки: сначала одна, если же отряд сомневается – то вторая, более конкретная, по прошествии 7 минут после прибытия на станцию. Если команда нарушила порядок, т.е. замкнула круг, но не прошла все станции, то необходимо начать заново. Выигрывает отряд, прошедший полный круг за минимальное количество времени.
  • Промышленный шпионаж (2011, 2012) – интеллектуально-рукамиделательная отрядная игрушка. Всем отрядам выдается одинаковый набор материалов (картон, скотч, краски, пластиковая посуда и т.д.) из которой каждый отряд должен создать нечто. Параллельно создается чертеж работы и план ее конструирования. Командам дается определенное количество времени на создание своего творения, затем происходит обмен чертежами и планами, и теперь уже задача отряда – восстановить по этим данным, используя новый набор материалов изобретение другой команды. На презентации каждый отряд показывает свое изобретение и созданное им изобретение другой команды. Важно не только хорошо сделать, но и объяснить назначение и принцип работы изобретения.

Стоит отметить, что участие в игрушках хотя и не является строго обязательным, отлынивание от них нежелательно да и бессмысленно – ведь это всегда безумно весело! И самое главное: победители игрушек никогда не остаются без сладких призов и дипломов!